поскольку реальный адресат этот пост никогда не увидит, да и что-то скоро будет 14 лет, как разговор поимел место быть, то, пожалуй, скажу в воздух
обобщенно - самая распространенная претензия к книге Ефремова "Час быка" состоит в том, что э... заявленные автором высокоцивилизованные земляне направили корабль без разведки хрен знает куда без связи и без ничего, ну и потом команда корабля наделала импульсивных решений и насовершала ошибок и вообще кто ж так в подобных условиях поступает, как они, эти "земляне" могут считать себя цивилизованными, если такие наивные и импульсивные все поголовно.
Так вот, понимаете, то, что нормально для планеты Торманс и, в существенно ослабленном виде кому-то из моих читателей нормально, и большинству - просто знакомо - для землян Ефремова - нонсенс. В обществе той Земли, которую описывает автор - не то, что носителей норм поведения подобных тормансианским, не осталось, не осталось даже людей, хотя бы условно знакомых с носителями подобных норм. Они все давно умерли. Слишком давно.
То, с чем встретились земляне "Часа быка" по прибытии на планету Торманс - для них было дикостью и, несмотря на всю пройденную подготовку и прочую псхиологичесую устойчивость - стрессом. Длящимся. Непрерывным. Рискну предположить, что такой же дикостью и стрессом, как э... для современного автору европейского общества - был бы повсеместно распространенный бытовой каннибализм в на первый взгляд цивилизованном человеческом сообществе, явно живущем в эпоху после промышленной революции. Можно об этом сколько угодно читать, можно проходить какую-то подготовку и какие-то тесты. Но. Нельзя к этому быть готовым. Попади современный человек в сообщество каннибалов, даже если он будет начитан об этой исторической традиции - он скорее всего довольно быстро наделает фатальных ошибок, которые приведут его в ритуальный, а то и просто в обеденный котел. Даже если исходно - его и воспримут как участника коммуникации. Просто потому, что все равно вольно или невольно, несмотря на всю подготовку, он будет в построении выводов и формировании стратегий опираться на родной ему культурный код.
P.S. вообще мне было бы интересно посмотреть, как выглядела эта книга до того, как была переработана настолько, чтобы пройти цензуру того времени и выйти в печать. Но, думаю, этого я никогда не узнаю.