Попробую, что ли, откопать обратно умение гнать телеги вслух. Хз что из этого выйдет.
Где-то в конце ноября, я как-то пожаловалась в одном разговоре, что на чтение и перевод англоязычной фантастики мне не хватает ресурсов мозга (на самом деле до сих пор не хватает, обидно). И мне тут же посоветовали почитать кое-что на русском.
Правда, когда мой собеседник предупредил, что автор определил жанр своих книг как "транс-утопия" я несколько стреманулась. Помнится, одно время в приличном обществе осознанных прогрессивных людей слово "утопия" прилично было упоминать только с приставкой "анти-". Хотя, конечно, может это мне в те времена категорически не везло с окружением. Как с этим всем сейчас - я не знаю, потому что давно уже превратилась в маленький кремниевый полип, который прицепился к стене далеко на периферии сетевого пространства, тихо себе фильтрует информацию и иногда стрекается.
Собственно, посоветовали мне первые три книги Алекса Розова из цикла "Меганезия": "Депортация", "Чужая в чужом море", "Созвездие эректуса". А поскольку читать что-то художественное хотелось невыносимо, то я довольно быстро решилась: любопытство перевесило. Где-то на периферии мозга все еще цеплялось смутное воспоминание о пролетавших мимо меня социально-литературных срачах на эту тему, естественно с разборами "почему это все ужасно токсично и в принципе невозможно". Но срачи эти старые, как мир, и летали они и про Стругацких с их "Полднем", и про Ефремова с его "Часом Быка", и много про что еще. Но, как по мне, к черту рассуждения "почему этот социальный строй возможен" или "почему этот социальный строй невозможен" - они бессмысленны. Не нужно далеко ходить за примерами, я видела в каком афиге были мои американские друзья, когда услышали про гарантированный по ТК оплачиваемый отпуск в 28 дней и регламентированную ТК 40-часовую рабочую неделю в РФ.
В общем, что хочу сказать - я прочитала первые три книги серии и не пожалела. Истории про Меганезию хороши уже тем, что позволяют немного выглянуть за пределы привычного нам. К тому же, мне их рекомендовали "чтобы разогнуть мозг и поднять настроение".
Несомненные плюсы: штука действительно очень драйвовая. Очень-очень. И очень яркая и солнечная. Такая, знаете, как фотки тропических островов и коралловых рифов. И... немного анимешная. Вот правда, мне кажется эти истории замечательно смотрелись бы нарисованными и благодаря этому некоторые авторские условности и тот факт, что местами автор вообще откровенно "подыгрывает" своим героям - воспринимаются вполне нормально и естественно. Способ подачи такой.
Не знаю, как насчет "утопии", но "транс" тут определенно от слова psy-trance. Кроме шуток, прекрасно читается под разный транс и техно - Merkaba, Pleiadians, Solar Fields. Насчет утопии тоже спорно - я бы сказала это такая НФ с легким налетом техно- и киберпанка - но без традиционной для этого жанра модели отношений "человек человеку отброс" (меганезийцы люди слишком бережливые и прагматичные, чтобы так разбрасываться ресурсами, хехехе). Возьмите "Лавину" Стивенсона, смешайте с Ghost In The Shell. Stand Alone Complex 1, хорошенько взболтайте, разлейте по разномастным стаканам и кружкам, сверху посыпьте "И не осталось никого" Эрика Рассела - и получите атмосферу, жизненный стиль и взгляд на мир меганезийцев.
дальше многаслов про то, что понравилось и что не оченьДальше будет много слов про то, что понравилось, а что нет.
Немного месте и времени. Территориально события происходят в Океании плюс-минус современной нам. Основное фантастическое допущение касается исторических событий примерно конца 20-го начала 21-го веков и состоит оно в том, что фактические цели людей, которые замутили местную цветную революцию, не слишком-то расходились с заявленными. И меня очень тронуло, что в этих историях много людей, которым искренне не похрену на место, где они живут и у них есть возможность на что-то повлиять.
В тексте, как таковом мне понравилось, что все это - истории разных людей и персонажи, которые были центральными в одной книге, в другой появляются эпизодически. Их приятно видеть, как старых знакомых, но, в то же время, как читатель, я люблю логически завершенные истории. Здесь получилось именно так: новый сюжет - новые события - новые люди. Это позволяет взглянуть на описываемый автором мир с разных сторон, глазами разных людей. Да, одним из полноправных героев историй Розова можно смело считать саму Меганезию, как жизненную среду.
Мне понравилось, что все истории автор дает как калейдоскоп рассказов очевидцев, калейдоскоп мнений, причем у каждого события, у каждой истории находится своего рода "двойное дно": то это, как все выглядит снаружи и чем оно было изнутри для непосредственных участников. И эти два "вида" зачастую оказываются полными противоположностями. Мне понравилось, что заметно, как все повествование складывается из цепочки выборов людей, причем зачастую выбирать им приходится быстро, а время на хоть какие-то размышления появляется уже потом.
И историях мне понравились люди. Неоднозначные, местами стремные как атомный пиздец, местами ушлые как десять хорьков. Но они в большинстве своем остаются людьми. Мне вообще понравилось, что среди мелькавших на страницах книги типажей нет типажа "пафосная сволочь, давящая на жалость своими рефлексиями" (как это одно время модно было). Да и в целом, по крайней мере первые три книги - о людях, которые сумели примириться с последствиями иногда довольно пиздецовых выборов и нашли как и куда жить дальше. Сейчас, в холодное и темное время года, увидеть все это это было очень нужно.
Что было поначалу немного странно, но уже к середине "Чужой в чужом море" показалось милым и временами даже трогательным, так это обилие голых тел в кадре и регулярные упоминания того, что кто-то где-то пошел любиться. Тут, на мой взгляд, автор в своих текстах провернул одну интересную штуку. Да, в кадре нереально много совершенно голых людей. Но для них это не эпатаж, не религия (вспомним Хайнлайна и "Чужой в чужом краю") и не способ противопоставления себя кому-то и чему-то. Это просто. Норма. Жизни. И это выглядит как норма их жизни, причем настолько нормальная, что все эти голые люди не воспринимаются как попытка что-то там возбудить у читателя. И что мне отдельно очень понравилось - так это то, что люди в этих историях думают головой, а не гениталиями. Они просто так живут, работают, учатся, любят. У них там много воды поблизости и среднесуточная температура под +30 С и поэтому их нагота выглядит естественной и удобной.
Наверно, кому-то может показаться странной или дикой часть меганезийского менталитета, которую можно описать фразой "Все вообще конфликты и спорные моменты разбираются в суде". Мне - не показалось. Во-первых у меня в голове исландские саги 10-12 веков, где ВСЕ разбиралось на тинге. А во-вторых - да Тейрвенон же и файские законники! Точно так же, поскольку я держу в голове Тейрвенон - и мне не кажется дикой идея, что анкета соискателя доступна досутпна всем вообще (в середине "Чужой в чужом море" был эпизод, когда чувака честно предупредили, что тот факт, что он добровольно принял ислам - поначалу хуево скажется на возможностях трудоустройства), ну и вообще идея открытой личной информации. Дело в том, что там эта информация открыта вообще для всех без исключения и, мне кажется, именно поэтому в таком раскладе возможностей для злоупотребления остается мало, просто потому что на виду вообще все.
Из минусов: в первой и второй книгах порой слишком топорно и "в лоб" дана авторская агитка против "традиционных ценностей". Не вопрос, многое из того, с чем спорит Розов, действительно навязло в зубах, а кое-что за последние 20 лет слишком агрессивно пропагандируется, вместо того, чтобы уже занять свое место на свалке истории. Но как-то, особенно из первых двух книг, немного "торчит" публицистика автора. Первая вещь, "Депортация", выглядит как такая театрализованная попытка автора голосами героев поспорить с аудиторией. Поэтому чисто как текст мне больше всего нравится "Созвездие эректуса", где все те же вещи автор больше дает через бытовые действия и выборы героев, а не через столкновение монологов в конференц-зале.
Отдельно хочу сказать про антагонистов. Они есть. Но у Розова антагонистом выступают не отдельные люди, а скорее... мировоззрения. И поэтому люди, которые появляются в тексте как носители и персонификации этих мировоззрений, выглядят упрощенно и схематично. Но, как я уже говорила, у меня в голове эти книги выглядят как мультфильм или аниме, а в этом случае в принципе "безликий антагонист" как-то даже уместен.
Я не могла не похихикать, что у Розова на политической карте мира как будто вообще нет России. Пустое место. Не знаю уж, что его настолько укусило, это не мои проблемы. В принципе, эту сову даже можно натянуть на глобус (если цель как у меня - получить удовольствие от книжки и приятно провести время над чтением "textmode-аниме") - предположим, например, что с Россией у Меганезии, как государства, просто нет конфликта интересов, никакого.
Оставшиеся две книги, "День Астарты" и "Драйв Астарты", я точно-точно дочитаю. Буду ли браться за остальное - еще не решила, иногда очень важно вовремя остановиться.